Интервью для УНІАН

Подробнее читайте моё интервью на УНИАН: https://www.unian.net/health/country/10921298-psihosomatolog-lina-anishchenko-zakupka-alkogolya-i-grechki-v-ogromnyh-kolichestvah-ne-pomozhet-spravitsya-s-emociyami.html

Насколько тесная связь между эмоциями родителей и детей?
Как нужно вести себя с детьми в условиях повышенного стресса? Длительное пребывание в эмоционально сложном поле взрослых повышает вероятность психосоматических (соматоформных) расстройств у детей. Более того, чем меньше ребенок, тем больше он чувствует эмоции родителей и окружения на подсознательном уровне. Поэтому с детьми важно говорить о том, что происходит. Вести беседу на их уровне развития, не перегружая незнакомыми и непонятными словами. Например, маленького ребенка (от 3,5 до 5 лет) не нужно перегружать деталями о названии вируса и «страшилками» о заражениях. Важно спокойно и без лишнего драматизма рассказывать о микробах, что люди могут болеть, но ваша семья делает все, чтобы оставаться здоровой. Можно вместе нарисовать рисунок, как правильно мыть руки. Или что делать, если на улице кто-то кашляет. Рисунок – это только один из вариантов. Выбирайте то, что нравится ребенку (лепка, цветные мелки, игры). Детки до трех лет тоже считывают эмоциональный фон родителей. Поэтому рекомендую воздержаться от бурных обсуждений сложившейся ситуации и скорбных лиц.

Сейчас стоит больше обратить внимание на свои эмоции, эмоции своих детей и эмоции своих родителей. Особенно, если это уже люди «третьего возраста» (старше 60).

Посоветуйте, как справиться со страхом перед будущим? Сейчас ведь ситуация тяжело прогнозируемая… Возможно, есть какие-то практики? Все мы планируем. Нас даже учат стратегически ставить цели на месяц и год. Но жизнь вносит коррективы. В данный момент нужно научить детей психологической устойчивости в изменяющейся действительности, показывать многовариантность мира. Для детей, особенно подросткового возраста, важно прописывать варианты: «Как поступим в том или ином случае, что будет дальше…» Можно прописать, например, десять самых разнообразных вариантов развития событий сегодняшнего дня. С маленькими детьми можно прописать или нарисовать алгоритмы действий.

Поскольку в течение карантина важно соблюдать нормы дистанции между людьми на улицах, не забывайте о тактильной поддержке в своей семье, детям, приятных и нужных обнимашках. Чем меньше ребенок, тем больше он в этом нуждается. Конечно, с учетом личных границ и желания ребенка.

Рекомендуете сократить время пребывания детей в соцсетях и просмотра новостей ради поддержания психологического здоровья? Да, не стоит слишком много времени детям проводить у экрана, в том числе, смотря тревожные новости. Ведь сейчас есть масса фейков и спекуляций. Должна быть информационная гигиена, возможно, фактчекинг информации. Следить за медиагигиеной своего ребёнка — это первое правило медиаграмотных родителей. Кстати, в медиапсихологии есть четкие нормы, сколько времени у экрана должен проводить ребенок (проходит мимо экрана две секунды – это тоже засчитывается).